Может ли невроз служить оправданием? Я понимаю, почему некоторые придерживаются подобного мнения. Кто-то таким образом защищает самого себя, кто-то тех, кто ему близок и дорог (то есть в конечном счете опять-таки себя). Гуманистические идеи принятия, безоценочности и толерантности, которые возникли в культуральном поле после II мировой войны, призваны были залечить раны и уравновесить ситуацию, но несколько вышли из под контроля. А популярная психология окончательно усугубила ситуацию. В итоге мы имеем огромное количество людей, которые искренне верят и оправдывают себя и свое окружение тем, что кто-то что-то когда-то с ними сделал. Родители дурно обращались, не было достойного примера перед глазами, предавали, был харассмент, буллинг и прочее. И теперь я\\он вот такой - принимайте безусловно, а если вам не нравится, то стыд и позор, ретроград несчастный, тебе нечего делать в нашем культурном и просвещенном обществе, где мы осуждаем осуждение и во имя добра готовы распять тебя и поджечь, а потом сделать на этом хайп. Это тотальная проекция как механизм психической защиты. Это абсолютно детская позиция снятия с себя ответственности в настоящем. Про оценочность - отдельная история. Не так давно на одном из курсов мне задали вопрос - ну ведь надо же безоценочно относиться. А как вы будете выбирать и реализовывать свое поведение, если вы не оцениваете окружающую среду? На основе чего вы будете строить свое мнение? На основе интроекций (чужих убеждений, воспринятых некритически). Проекция всегда отлично сочетается с интроекцией. Мы выносим во вне те части себя, с которыми нам сталкиваться неприятно, а дыры затыкаем подходящими внешними идеями. Вуаля. Я понимаю, почему для вас это так, но для меня невроз не служит оправданием дерьмового поведения. Мы больше, чем обстоятельства нашего прошлого. У нас есть воля и свобода, какую форму примет наш невроз в конце концов, если уж мы оказались в такой жизненной ситуации, что избежать его было никак нельзя. Мы можем выбирать, как себя вести. Вспомните Виктора Франкла и его пребывание в концлагере. Вот уж человек попал в обстоятельства. И мог ведь озлобиться, мог предавать, мог быть сломлен, но он выбрал иной путь. Для тех, кому интересна тема подробнее, можете прочесть книгу "Психолог в концлагере: 'У человека можно отнять все, кроме одного: последней свободы человека — выбирать собственное отношение к любым обстоятельствам, выбирать собственный путь'. 'Между стимулом и нашей реакцией на него всегда есть время. За это время мы выбираем, как реагировать. И именно здесь лежит наша свобода'. Да, у кого-то процессы возбуждения доминируют над процессами торможения, но это дает только лишь темперамент. А не все холерики позволяют себе хамить людям. Как и не все истероиды помешаны на удовлетворении жажды внимания. Потому что мы способны выбирать. До какого-то возраста мы в большей степене обусловлены биологией и социальным окружением, но после того, как условный рубеж взросления пройден, индивидуальное берет верх. И мы уже занимаемся самовоспитанием. И тут я вам так скажу. Невроз - это плата за цивилизацию. Невроз - это не что-то такое удивительное. Это наше средство адаптации. И какую форму он примет мы все ж таки вольны выбирать, как способны принять решение лгать или нет, воровать или нет. Мы в состоянии выбирать, как себя вести. И невротичное поведение может принимать разнообразные формы, порой даже весьма элегантные. Если же человек полностью подчинен деструктивным событиям, которые произошли с ним когда-то, не в состоянии контролировать свое поведение, то речь уже не о неврозе, речь о серьезных личностных расстройствах. Безусловно, пусть каждый оставит невроз ближнего своего и займется собственным. Но все ж таки... Потакая идеям того, что наше прошлое имеет грандиозное значение, определяя все наше настоящее и даже будущее, мы лишаем сил себя и возможности на изменения наших близких. "Я не то, что со мной случилось, я — то, чем я решил стать", сказал как-то Карл Юнг и до определенных границ он был прав. Не стоит использовать невроз как оправдание, не стоит использовать его как клеймо, не нужно демонизировать невроз. Изначально пост должен был называться: Может ли невроз служить оправданием дрянного поведения? Но мне показалось, что здесь все люди взрослые, а из контекста и так ясно. Но на всякий случай я все же уточню. Дорогая умная лента, покажи этот текст только тем, кто способен рационально мыслить, воспринимать текст целиком, а не выдергивать из него отдельные фразы, желая вступить в никому не нужную баталию. Я знаю, что среди моих подписчиков есть те, кто не гнушается изучать историю, социологию и философию, вот для вас этот текст. Я знаю, вы тоже видите, как извращаются до неузнаваемости идеи, которые когда-то сулили благо. Будем наблюдать. Какие культуральные пирожки получатся на выходе на этот раз. Всем привет. Тишина в радиоэфире прервана. Я вернулась из двухмесячного отшельничества. В оффлайнах хорошо. Паблик, приукрасился. Можете поглядеть, как вышло - тут вам и обложка, и мобильная обложка, и иконки. Я очень довольна. 2020 обещает быть интересным годом. Всем доброе утро!

Теги других блогов: психология невроз оправдание